Что изменят новые штрафы. «При скорости 20 км/час Киев лидер по смертям в ДТП»

Что изменят новые штрафы. «При скорости 20 км/час Киев лидер по смертям в ДТП»

Кабмин одобрил инициативу МВД об ужесточении ответственности за нарушение правил дорожного движения.

На дорогах могут появиться камеры, ездить по городу можно будет со скоростью не более 50 км/ч, первые права будут выдаваться только на два года, а штрафы для лихачей увеличат. Впрочем, как считают эксперты, нововведения не только не уменьшат количество ДТП на дорогах, но и могут вернуть порядки, которые существовали при ГАИ.

Поднимут в 20 раз

Глава МВД Арсен Аваков ради уменьшения количества ДТП с человеческими жертвами предложил ограничить максимальную скорость движения в черте города до 50 км/ч вместо нынешних 60 и ввести фото- и видеофиксацю нарушений на дорогах. Могут серьезно повысить и некоторые штрафы (см. инфографику).

Также МВД хочет ужесточить наказание для водителей, которые, управляя авто в нетрезвом виде, совершили ДТП. Отметим, что сейчас в Уголовном кодексе не прописана ответственность для пьяных шоферов — есть просто наказание за аварию. Также отдельно в админкодексе есть штрафы за вождение в нетрезвом виде — 10 200 грн, за повторное нарушение — 20 400 грн. Теперь же МВД предлагает уголовную статью расширить пьяными преступниками. В частности, если водитель под градусом спровоцировал ДТП, жертвы которого отделались легкими или средними телесными повреждениями, его хотят наказывать лишением свободы на три года с последующим запретом на вождение на 3–5 лет (сейчас, если водитель был не пьян, за такое преступление предполагается штраф 3400–8500 грн, исправительные работы на два года, арест до шести месяцев или ограничение свободы до трех лет с последующим запретом на вождение авто на три года или без него).

В случае тяжелых телесных повреждений или смерти пострадавшего — лишением свободы на семь лет и последующим лишением прав на срок от 5 до 10 лет (сейчас — от трех до восьми лет тюрьмы с лишением права управлять ТС на срок до трех лет или без такового)

Срок, в течение которого можно наложить штраф за управление в нетрезвом виде или под наркотическими веществами, Аваков предлагает увеличить до года с момента правонарушения (сейчас три месяца). Изменения должны будут внедрить в течение трех лет.

Какие последствия ждут украинцев

Автоюрист Владимир Караваев считает, что на безопасность на дорогах снижение скорости до 50 км/ч вряд ли повлияет: «Сейчас Киев занимает первое место по количеству смертельных ДТП по Украине, притом что средняя скорость движения здесь 20 км/ч».

Его коллега Андрей Вареник, тоже сомневается в эффективности меры. Говорит, что уменьшение скорости будет безрезультатным при отсутствии контроля за скоростным режимом на дорогах. «Прежде чем вводить такое ограничение, нужно, чтобы при необходимости можно было установить факт превышения, а без введения фото- и видеофиксации это практически невозможно. Камеры на дорогах обещают уже давно, но пока они реально появятся, может пройти еще много времени», — сказал «Вестям» Вареник.

Когда камеры все же появятся, водителей может ожидать еще один сюрприз. Им начнут рассылать так называемые письма счастья — извещения о штрафах. И тут юристы однозначны: пока штрафы будут приходить владельцам авто (их определят фото- и видеокамеры по номеру автомобиля), а не тем водителям, которые были за рулем в момент нарушения, суды будут завалены исками. «Проблема с «письмами счастья» и видеофиксацией в том, что невозможно определить, кто именно был за рулем во время нарушения. И таким образом «письма счастья» будут приходить к владельцам машины, которая уже давно по доверенности может быть продана-перепродана. А ведь доказывать вину конкретного человека должны госорганы. Также будет проблема с тем, чтобы найти владельца или водителя, ведь не обязательно, что он проживает именно по этому адресу. В итоге после введения такой нормы суды будут завалены исками. Будет тратиться масса времени на решения ценой в 500 грн, и в то же время будут откладываться более важные дела», — говорит Андрей Вареник.

Что касается повышения штрафов, то, по мнению юристов, некоторых водителей они смогут «приструнить», но большинство не испугают, так как полиция сейчас часто не реагирует даже на очевидные нарушения. «Полиция вообще перестала реагировать на то, что происходит на дорогах. Это говорит о том, что все-таки нужно создавать отдельное подразделение, которое будет заниматься исключительно дорогами», — пояснил Караваев.

При этом вырасти могут и другие штрафы, например, за проезд на запрещающий сигнал светофора или за пересечение двойной сплошной. По словам Караваева, вопрос пересмотра штрафов — прерогатива депутатов ВР, и поскольку большинство штрафов для водителей не повышались с 2008 года, то их нардепы также под шумок могут поднять. Другой вопрос, что пропорционально могут вырасти и взятки на дорогах. Сейчас, как рассказывают водители, с новой полицией также уже возможно договориться.

За 1000 гривен решается вопрос, если есть легкая нетрезвость, за другие нарушения и 500 гривен могут прокатитьтаксист Алексей К.

Насчет уменьшения срока действия первых прав эксперты тоже категоричны. По мнению Андрея Вареника, пересдача экзаменов через два года — по сути, дополнительный способ получения взяток. Согласен с ним и Караваев: «Права на два года в Украине некоторое время уже были при старом ГАИ, но их тогда отменили, так как это создавало дополнительный коррупционный риск. Выходит так, что МВД пытается снова вернуть налаженные схемы».