Когда нет денег: как украинские компании заботятся о своих сотрудниках

Когда нет денег: как украинские компании заботятся о своих сотрудниках

Кадровый портал опросил сотни украинских сотрудников на предмет того, как о них заботится компания, и сравнил результаты нынешнего опроса с прошлогодними. Оказалось, что число тех, кто уверен в заботе работодателя, немного увеличилось, но, тем не менее, этих счастливчиков все равно меньше половины – 46%.

Снегопады как «проверка» работодателя

— Снегопады в начале марта стали настоящей лакмусовой бумажкой для определения отношений между начальником и подчиненными, — смеется подруга. – У нас с этим на работе все в порядке! После того, как в четверг шеф откапывал полчаса машину, а потом добирался на работу со скоростью 25 км/час, он сам предложил в пятницу всем желающим работать из дома. Стоит ли говорить, что согласились почти все?

Подруга признается: хотя при удаленной работе интенсивность ее труда гораздо выше, тем не менее, при случае всегда с удовольствием остается дома. Ведь между делом она может проверить уроки у сына, сделать какие-то домашние дела, сбегать в магазин, пока не начался вечерний «час-пик», и при этом еще выполнить всю работу и даже больше!

Тем не менее, отечественные работодатели предоставлять своим сотрудникам возможность регулировать трудовой график не торопятся. Как показали результаты опроса, проведенного порталом rabota.ua, если в прошлом году работать по гибкому графику могли 37% сотрудников, то в этом – лишь 29%. А возможность работать удаленно снизилась с 26% до 24%.

Правда, почти четверть сотрудников (23%) говорят о том, что имеют возможность взять дополнительный выходной. Но еще большой вопрос, что более значимо — иметь возможность отдохнуть денек без долгих предварительных согласований или каждый день приезжать на работу раньше или позже, минуя «час-пик».

— Украинские работодатели действительно относятся к удаленной работе несколько предвзято, — говорит бизнес-коуч и психолог Марина Деркач. — Считается, что дома постоянно отвлекают от работы дети, коты, телевизор, домашние дела, соцсети, компьютерные игры и т.д. Но правда в том, что если так происходит, то, вероятнее всего, работодатель ошибся еще на этапе собеседования: сотрудник, который не в состоянии сосредоточиться для выполнения поставленной задачи без внешнего надзора, и в офисе будет работать не особо эффективно. Более того: известно, что, время от времени работая из дома, работники, как правило, показывают большую производительность (подробнее см. Исследование) и готовы перерабатывать, стремясь «отплатить» работодателю за его лояльность.

Профессиональный рост не означает роста карьеры

Немало работодателей проявляют свою заботу тем, что помогают своим сотрудникам расти профессионально. Очевидно, что в этом случае в выигрыше оказываются обе стороны: сотрудник повышает свою квалификацию, а работодатель получает более квалифицированного сотрудника.

К сожалению, доля сотрудников, которые указали, что могут рассчитывать на помощь работодателя в профессиональном развитии, за год уменьшилось с 38% до 36%. Зато те, кому повезло, стараются использовать подвернувшуюся возможность «по полной»: проходят внутренние тренинги, учатся вне офиса и даже попадают на зарубежные стажировки.

В целом ответы на вопрос, как работодатели помогают в профессиональном развитии, распределились следующим образом:

  • В компании регулярно проводятся внутренние тренинги для всех сотрудников 63%
  • Компания частично оплачивает внешнее обучение 40%
  • Компания полностью оплачивает внешнее обучение 25%
  • Есть возможность поучаствовать в зарубежных конференциях 15%
  • Компания предлагает возможность стажировки за рубежом 5%

Впрочем, если с профессиональным ростом в компаниях все более-менее ясно, то с карьерным — по-прежнему туманно. Число сотрудников, которые четко видят перспективы карьеры у себя на работе несколько уменьшилось – теперь их всего 23%. А более чем три четверти опрошенных видят выход в том, чтобы искать более ясные перспективы карьерного роста уже на другом рабочем месте.

И, уточняют авторы исследования, учитывая, что для многих сотрудников переход на следующий карьерный уровень – единственная возможность поднять зарплату, таких будет не так уж мало.

В ТЕМУ

14 «плюшек» от отечественных работодателей

Авторы опроса констатировали: замер «плюшек» работодателей в этом году показал позитивные изменения. Например, увеличилось количество респондентов, у которых есть медстраховка. При этом полное отсутствие какой-либо заботы продолжает демонстрировать каждая пятая украинская компания.

Итак, топ «плюшек» от украинских компаний выглядит следующим образом:

  • Корпоративы за счет компании 52%
  • Бесплатный чай/кофе 52%
  • Оплата мобильной связи 27%
  • Выездные мероприятия за счет компании 22%
  • Медицинская страховка 18%
  • Наличие релакс-зоны в офисе 18%
  • Мобильный телефон 18%
  • Бесплатные занятия английским, оплата курсов 16%
  • Покупка профильной литературы 13%
  • Оплачиваемые обеды 12%
  • Оплата занятий спортом 9%
  • Проездной на работу 8%
  • Поддержка здорового образа жизни 7%
  • Регулярные развивающие мастер-классы в офисе 7%

КСТАТИ

Забота против денег

Справедливости ради отметим, что далеко не всем сотрудникам важна забота родной компании. В частности, тот же опрос показал, что четверть опрошенных выбирают достойную зарплату и считают, что, платя хорошие деньги, «заботу» работодатель может оставить при себе. Ведь взяв все «плюшки» деньгами, можно и самому о себе прекрасно позаботиться!

Правда, здесь есть один существенный момент: к сожалению, в подавляющем большинстве случаев выбирать не приходится. И работодателю иногда вынужденно приходится демонстрировать хоть какую-то лояльность, потому что далеко не у всех работодатель есть финансовая возможность удерживать сотрудников большим вознаграждением.